Будущее в настоящем

Будущее в настоящемВ век цифровой реальности искусственный интеллект и современные технологии все чаще заменяют человека. Мы уже умеем обходиться без посредников: не выходя из дома покупаем авиабилеты, управляем банковскими счетами, вызываем такси. И для этого нам не нужны кассиры или диспетчеры. Очевидно, что совсем скоро мы будем наблюдать, как привычные нам профессии постепенно исчезают. Им на смену приходят совершенно новые специальности, о которых мы раньше и не знали. Так чему учить и как учиться сегодня, чтобы завтра быть востребованным в меняющемся обществе? Об этом «Югорский Бизнес-журнал» поинтересовался у генерального директора международного образовательного центра Lingua Раисы Журавлевой.

— Мир меняется настолько быстро, что едва успеваешь адаптироваться. К чему готовиться самим и как подготовить ребенка?
— Только представьте, 65% сегодняшних первоклассников будут работать по специальностям, которых сейчас даже еще не существует. По данным агентства стратегических инициатив (Агентство стратегических инициатив — автономная некоммерческая организация, созданная Правительством РФ для реализации экономических и социальных государственных проектов. — Прим. редакции), к 2030 году исчезнут 57 существующих профессий и появятся 158 новых. И это как минимум. Например, IT-медик, архитектор медоборудования, биоэтик, генетический консультант, проектировщик интерфейсов беспилотной авиации, инфостилист, медиаполицейский. Поэтому будущее — это настоящий вызов для сегодняшних детей и подростков, которым предстоит в нем жить и работать. Исчезают «посреднические» профессии. Востребованными останутся лишь те специалисты, которые вовремя сумели осознать, чему нужно учиться сегодня, чтобы в недалеком завтра попасть в «социальный лифт».

Будущее в настоящем

Создание сайта и приложения для подростков.
Программа «Российско-американский партнерский диалог», США, январь 2017 года

— Так чему учить и учиться?
— Наступает эпоха мечтателей и творцов. Поэтому сегодня все актуальнее становится развитие памяти, способностей к творчеству и конструированию. Развивать нужно способности к анализу, синтезу, проектированию, конструктивному решению комплексных задач, умению работать с большими объемами информации. Найти свое место в жизни сможет лишь тот, кто научится думать, анализировать, пользоваться знаниями в любой ситуации, строить конструктивный диалог не только на родном, но и на иностранном языке. За 25 лет в международном образовательном центре Lingua создана уникальная система дополнительного образования на иностранных языках, способная интегрировать традиции и инновации, быстро реагировать на изменения потребностей современного общества. Ведь мы точно не боимся внедрять новое.

Будущее в настоящем

Сургутская ГРЭС. Студенты Lingua на социальной практике

— А что же нового в этом учебном году вы приготовили для ваших студентов?
— Сейчас IT-специалисты закупают специальное оборудование, чтобы уже в этом учебном году наши студенты учились по-новому.
Этим летом мы с коллегами были в Англии, в Институте будущего человечества при Окфордском университете, изучали передовой международный опыт в образовании. Оттуда мы привезли новые идеи, которые адаптировали для нашей культуры и менталитета, и уже реализуем их. В августе проходила традиционная сессия повышения квалификации для педагогов, где совместно с Ученым советом Lingua, в который входят кандидаты и доктора педагогических наук, разработали для наших детей образовательные приложения с элементами виртуальной и дополненной реальности.

Будущее в настоящем

Пресс-конференция с американскими школьниками в рамках проекта «Российско-американский партнерский диалог».
г. Сургут, март 2017
года

Будущее в настоящем— Не боитесь, что родители не поддержат ваши нововведения? Некоторым из них Виртуальная реальность может показаться пугающей. Ведь сегодня, наоборот, многие стараются оградить своих детей от чрезмерного использования гаджетов.
— Признаюсь, меня, как маму двоих детей, этот вопрос тоже волнует. Но нельзя бесконечно закрывать глаза и делать вид, что ничего не происходит. Всевозможные гаджеты уже прочно вошли в нашу жизнь. Даже самые маленькие дети разбираются в смартфонах и разнообразных приложениях лучше, чем некоторые взрослые. Еще не умея читать, они легко пользуются Google-поиском, самостоятельно устанавливают игры на телефоны родителей и смотрят мультики на YouTube. Задача родителей — не ограничить доступ детей к современным технологиям, а сделать смартфоны и планшеты своими партнерами в образовании и воспитании ребенка. Возможно, этот ребенок, который сейчас играет на планшете, завтра станет известным IT-инженером? Нужно использовать гаджеты с пользой. Они должны быть родителю не конкурентом, а союзником. Мы используем элементы виртуальной реальности в образовательных целях: отбираем познавательный материал о современном мире для наших занятий, а затем, при помощи специальной технологии, «оживляем» картинки, нарисованных животных, приближаем звезды и планеты, «путешествуем» по дальним странам и древним эпохам. Таким образом ребенок развивается сразу по нескольким направлениям: изучает язык, расширяет кругозор, тренирует память, внимание, мышление и готовится к будущему.

Будущее в настоящем— Многие привыкли думать, что Lingua — это центр, где можно выучить иностранные языки. Удивительно, но сегодня мы почти не говорим об этом.
— Все, о чем мы говорили выше, напрямую связано с иностранными языками. Мы работаем по методике профессора Е. И. Пассова и можем получить желаемый уровень знания иностранного языка достаточно быстро. Второй иностранный язык, например, за три года можно выучить до уровня B2, что считается достаточным для трудоустройства в Европе. Но мы считаем, что этого недостаточно. Человек не станет успешным и счастливым оттого, что у него богатый словарный запас и он разбирается в английской грамматике. Язык — это лишь инструмент, с помощью которого мы достигаем главной цели образования: воспитание Личности, способной найти свое место в жизни. Помимо отличного владения иностранным языком (сейчас у нас их пять: английский, немецкий, французский, корейский и китайский), выпускники Lingua получают развитое критическое мышление, умение творить и создавать новое, достойно и аргументировано представлять свои идеи и, конечно, создавать рабочие группы. Они отлично сдают ЕГЭ, международные экзамены и поступают в ведущие российские и зарубежные вузы.

Будущее в настоящем

Сессия повышения квалификации педагогов Lingua. Использование виртуальной реальности в образовательных целях.
г. Сургут, август 2017 года

— Каким образом этого можно достичь в рамках дополнительного образования? Как вы успеваете решать такие глобальные задачи?
— Нет никакого секрета в том, как мы это делаем. В основе образования Lingua лежит проектная деятельность. То есть в течение учебного года на всех ступенях, начиная с пяти лет, дети готовят проектные работы — как групповые, так и индивидуальные. На дошкольной ступени это небольшие презентации по темам культурологии, семейных традиций, сказок. На старших — уже серьезные исследовательские работы, которые обязательно носят прикладной и социальный характер. То есть проект должен быть не только изложен на бумаге — он должен быть практичным и приносить пользу обществу. В ежегодном конкурсе исследовательских работ на иностранных языках ребята представляют потрясающие темы. Например, в прошлом году победил проект «Зеленый город» — программа озеленения пришкольных территорий. В проекте Emerging Leaders («Лидеры нового поколения»), который мы организовали совместно с торгово-промышленной палатой долины реки Темза (Великобритания), наши студенты организовали благотворительный концерт и собрали 50 тысяч рублей для лечения двух мальчиков. В программе «Российско-американский партнерский диалог» ребята вместе с американскими школьниками создали сайт и приложение по поиску работы для подростков. И все это на иностранном языке. В образовательных поездках, которые организует наш отдел международных программ, дети не только учат язык и любуются достопримечательностями, они учатся быть достойными представителями нашей культуры. Выпускники Lingua имеют огромный опыт общения на разных уровнях как на родном, так и на иностранных языках, умеют искать и анализировать информацию и решать конкретные практические задачи. И, самое главное, понимают: все, что они делают, должно приносить пользу не только им самим, но и обществу.

Будущее в настоящем

Студенты программы «Российско-американский партнерский диалог» в школе Wellington
создают приложение для подростков. г. Колумбус, США, январь 2017 года

— Да, задачи вы решаете глобальные. А если родители не ставят таких долгосрочных целей? Если нужно просто подготовиться к экзамену, подтянуть грамматику, например?
— У нас достаточно ресурсов, чтобы решать как краткосрочные задачи — подготовка к ЕГЭ, исправление оценки в школе, так и стратегические — подготовка к будущей профессии.

— Уж если мы говорим сегодня о будущем — какие у вас планы?
— В наших ближайших планах развитие инженерных направлений, робототехники и программирования на иностранных языках, потому что, еще раз отмечу, важно развивать у детей способности к анализу, синтезу, проектированию, умению конструктивно решать комплексные задачи и работать с большими объемами информации. А кроме того, умение общаться, достойно представлять себя и свои идеи. Быть социально ответственным. Будущее — это настоящий вызов для сегодняшних детей и подростков. С уверенностью могу сказать — в Lingua к нему готовят!

г. Сургут, ул. Дзержинского, 2.
Тел. (3462) 94-97-31.
www.lingua-surgut.ru

Текст: Алена Филатова
Фото: собственность Lingua, Алексей Ефимов